Добро пожаловать.
на вебсайт фокусника - иллюзиониста

Вардана
Амиряна

 

Вести-Север (25.05.2000) Хайфа

  ОБЪЯСНИМЫЕ ЧУДЕСА    
 

   Берегитесь наперсточников

  Вартан Амирян не мастер говорить – за него говорят руки. Трюк с наперстками и шариками — единственный фокус, который он согласился мне объяснить. Чтобы предостеречь тех любителей азарта, которые с легкостью бабочки, летящей на огонь, стремятся к быстрому выигрышу. Но секрет фокуса, как и положено магу и волшебнику, Вартан приберегает напоследок. А пока...
  По правде говоря, когда Вартан Амирян пригласил меня посетить его представление в ресторане "Голливуд", я не выразила особого желания. Ну хорошо, еще одно представление, пусть и фокусы. Дети мои уже давно выросли, в цирк не тянет. Но все же мы пошли. И не пожалели. "Ах, обмануть: меня несложно, я сам обманываться рад..." Умом понимаешь, что все эти трюки и фокусы - только ловкость рук, но как многое в нашей жизни зависит именно от ловкости рук (но иногда и ума)! Часто мы, восхищаясь, произносим: "Это что-то волшебное, магическое!" А задумываемся ли мы о смысле этих слов?
  - Bapтан, ты говоришь, что никто фокусам не учит. Как же все-таки овладевают мастерством?  
 
- На то есть специальная литература. Например, в ереванской библиотеке я пропахал все старинные книги про фокусы и чудеса. На основе того, что вычитываю в книгах, делаю трюки на свой манер, варьирую, "перевожу" на собственный язык. К тому же существуют классические, уже готовые трюки, которые должны быть в багаже каждого артиста.
  - Poccия, как известно, родина слонов. А где находится родина чудес?
  - У чудес, можно сказать, есть две родины - Индия и Египет. История иллюзионного искусства насчитывает не менее пяти тысячелетий. Если мы внимательно вчитаемся в историю Древнего Египта, то поймем, что вера древних египтян во всемогущество фараонов, например, основывается на фокусах, которые проделывали жрецы. То же впоследствии переняли христиане – сохранились сведения об иконах, которые плачут настоящими или кровавыми слезами, о лампадах, которые зажигаются сами по себе. Волхвы, навестившие новорожденного Иисуса и принесшие ему свои дары, тоже были по существу фокусниками, иллюзионистами.
  - Ты мог бы поделиться с читателями хотя бы самыми простыми секретами? Мой восторг вызвали фокусы с картами, а также со свечой, превращающейся в платочек.
  - То, что я проделываю с картами и свечой, - мой профессиональный секрет. Но я могу рассказать и показать трюки с наперстком. Для фокусника, который показывает этот трюк, он является чистой манипуляцией, делом рук. Рассказать о трюке я хочу с одной определенной целью: предостеречь легковерных, чтобы не попадались на удочку "наперсточников". Дело в том, что "наперсточник" катает свой шарик и показывает, будто бы он подкладывает его под один из трех наперстков. На самом деле ни под одним наперстком нет шарика, все они пустые, а шарик находится все время в руке. Манипулятор легким движением пальцев незаметно для глаз вынимает его, а потом, когда открывает эти наперстки или стаканчики, подкладывает снова. И поймать его невозможно.
  Вартан демонстрирует мне эту манипуляцию сперва на видеокассете, а затем почти перед самым носом. Тем не менее я ничего не могу увидеть, как ни стараюсь.

На иврите "фокусник" и "волшебник" – одно и то же.

Вартан Амирян, уроженец Еревана, восемь лет в стране. Двадцать лет, до отъезда в Израиль, он работал в Армянской государственной филармонии, в Армконцерте. Вартан — член международного братства магов, в которое входят все профессиональные иллозионисты, начиная с советских Арутюна Акопяна, Кио, а также знаменитые Дэвид Копперфильд, братья Рой и другие. Он обладатель всех мыслимых дипломов, степеней и званий, присуждаемых артистам-иллюзионистам, звания "Король магии" и титула "Мистер маг". На международном конкурсе иллюзионистов Вартан получил диплом лауреата. Но все эти лавры здесь оказались не нужны. Первые шесть лет жизни в Израиле из этих восьми он работал фактически чернорабочим по направлению бюро трудоустройства. Сколько тут требуется фокусников?
  - Вартан, а руки ?
  - Руки я, конечно, испортил. После того как я смог вернуться к выступлениям, мне потребовалось восемь месяцев только для того, чтобы вернуть форму. Уже два года я работаю по специальности и только сейчас возвращаюсь на свой уровень. Могу с уверенностью сказать, что за последние полгода я полностью восстановился.
  - Ты занимаешься какими-то специальными упражнениями?
  - В моем багаже есть очень много разнообразных упражнений, многие из них похожи на движения пантомимы, особые упражнения для рук, элементы сценического мастерства.
  - Сколько времени требуется, чтобы проделать комплекс упражнений, поддерживать форму, совершенствоваться?
  - Представь себе обычные спортивные или балетные упражнения или занятия музыканта - часа три-четыре в день. Кроме этого, необходимо владеть приемами аутотренинга.
  - Ты пользуешься приемами гипноза в выступлениях?
  - Здесь, в Израиле, публичные выступления гипнотизеров запрещены, поэтому я занимаюсь в основном фокусами, трюками. В Армении, в России, на гастролях я давал очень много представлений, включавших гипноз. Гипноз ведь имеет отношение к медицине. Многие иллюзионисты, умеющие гипнотизировать, в том числе и я, пользуются элементами гипноза в своей работе. Каждый трюк требует не только техники, но и специального психологического умения, чтобы отвлечь внимание зрителя от происходящего непосредственно с предметом.
  - Как получилось, что ты стал фокусником?
  - Можно сказать, что это произошло случайно. В моей юности был тяжелый период, когда мне пришлось срочно искать заработок, чтобы поддержать семью. Я устроился рабочим сцены в филармонии Еревана. Как-то на гастроли приехал Арутюн Акопян. Ну, сперва я только болтался за кулисами — подай, принеси. Потом начал присматриваться поближе. Стал потихонечку пробовать первый трюк — манипуляцию с шариками. Простенький на вид трюк: несколько шариков то появляются, то исчезают. Купил я эти шарики в магазине и начал дома тренироваться. Так постепенно сделал сам целую программу с шариками, платками, веревками. Через месяц гастроли Акопяна закончились, он уехал. А тут зима наступила, время елочных представлений. Наш основной елочный фокусник Георгий Казарян вдруг заболел. Режиссер в панике: что делать? Я к нему подхожу и говорю: у меня есть готовая программа. Продемонстрировал им свои выученные трюки, режиссер за меня ухватился: "Все, будешь работать на елке!" Вот так и началась моя работа.
  Обычная история. Как в кино. Заболевает знаменитый гастролер, и его срочно подменяет никому не известный актер из массовки. Однако в искусстве иллюзиона фокусам конкретно никто не обучает. Ты до всего должен дойти сам. А вот для овладения мастерством и теорией надо учиться, и Вартан закончил Ереванский эстрадный колледж. Затем учился в Ленинграде, в Высшей творческой мастерской эстрадного искусства, что в здании бывшего театра Буфф. Успел и в Ленконцерте поработать. И полмира объездил с группой "Магическое шоу", которой руководил: в Афганистане выступали в частях перед солдатами, побывали в Эфиопии, Анголе, Конго, Заире, Зимбабве, в арабских странах — Сирии, Эмиратах, Иордании, почти во всех социалистических странах.

Секреты профессии

Вартан Амирян выступает со своей программой в ресторане "Голливуд". Владелец ресторана Даниил Полонский поддерживает Вартана не только тем, что предоставил ему возможность выступать на сцене своего процветающего заведения, но и морально
  - Он искал для своего спортивного центра специалиста-иллюзиониста. А я уже отчаялся найти работу по специальности. Он поверил в меня, помогает в приобретении необходимого реквизита. Я люблю выступать на этой сцене. В Израиле таких сцен очень мало, здесь принято выступать на улице, основная публика - дети, и уровень, мягко говоря, часто бывает не очень высоким.
  - Есть ли в нашей стране специалисты-иллюзионисты?
  - О да, в Израиле немало иллюзионистов, один из самых известных - Аладдини. Я с ним дружу, обмениваюсь опытом, но у него совсем иная программа. Моя специфика манипулятора требует тонкого искусства. Есть еще Чико и Дико, которые и выступают, и держат магазин в Тель-Авиве, где продаются фокусы, трюки. Их можно приобрести и получить инструктаж по использованию, но это скорей подходит для семейного развлечения.
  - Вартан, ведь тебе требуется реквизит, который приходится постоянно обновлять.
  - Реквизит — дорогое удовольствие. Часть можно купить, но нередко приходится и заказывать. Для этого я должен разработать чертежи и сделать макет для каждого трюка, а затем уже столяр выполняет по моему заказу. Но я в основном пользуюсь манипуляциями, это раздел иллюзионного искусства, где все рукотворно.
  - Уже давно секретом полишинеля стало то, что все элементы трюков находятся прямо на теле артиста: в рукавах, отворотах пиджака, карманах...
  - Не будем скрывать, все равно все это знают. Однако как с этим работать — в этом и заключается искусство манипулятора.
  - В чем разница между иллюзионистом и манипулятором?
  - Иллюзионист - человек, который исполняет фокусы, рассчитанные на массовую аудиторию и требующие больших расходов. Например, Дэвид Копперфильд делает телевизионные трюки, носящие явно рекламный характер, шоу с крупным реквизитом. Лас-Вегас, Монте Карло — там монетку в пальцах не спрячешь, а вот вагон поезда - пожалуйста. Однако он не только хороший иллюзионист, но и талантливый манипулятор.

Школа магов

  Вартан обучает будущих магов в центре спортивных единоборств "Алон", которым руководит неутомимый Даниил Полонский. В центре, кроме спорта, проводятся занятия по рисованию, актерскому мастерству, пантомиме. В должность Вартана входит обучение группы инструкторов. Каждый месяц он проводит встречу-семинар с десятью инструкторами, разрабатывает с ними программу, обучает азам искусства. А затем эти инструкторы ведут свои группы в школах, где преподают по его методике. Организатор всех этих сложных ниточек-связей – Таня Мерецкая. В конце учебного года центр спорта "Алов" проводит фестиваль - выпускной концерт, где все дети получают диплом об окончании учебного года и фирменный значок фокусника. Каждому достается чемоданчик с реквизитом. В этом гаду фестиваль пройдет в "Бейт Аба-Души". Занятия с детьми после уроков дают возможность сотням школьников научиться не только трюкам, доступным для детского возраста, но и упражнениям для рук, н координации, и сценическому движению, и даже познать элементы психологии. А вот фокусы преподает уже сам Вартан.
  - Фокуснику, для того чтобы проделывать трюки с картами, требуется знание математики, умение рассчитать. Наши занятия развивают логику, мышление, а также технику, как в обучении игре на музыкальном инструменте. Для развития внимания я использую, в частности, такой элемент обучения, как собирание рисунка из кусочков, "пазл".
  - Нужен ли Израилю цирк? Теперь нам в Израиле только своего национального цирка не хватает. Бальные танцы мы привезли, школу фигурного катания открыли. В симфонических оркестрах играет "русская мафия", и прекрасно звучит. Музыку в школах тоже много "русских" преподает, по всей стране задействован проект "Играющая школа". Однако для создания цирка в Израиле есть все предпосылки. Дело за малым: осталось только уговорить принцессу, то есть министерство культуры, сделать финансовое вливание. Так считает Вартан Амирян.
  - У нас в стране появилось так много хороших цирковых артистов. Для того чтобы их объединить и создать национальный цирк, необходима только материальная поддержка. А уж все остальное мы сами сделаем, - с оптимизмом добавляет он.

 

Марина Яновская


MARIVAN © 2007 Все права защищены, веб дизайнер Айк Микаелян

Hosted by uCoz